Образование
О реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов,курсов, дисциплин (модулей),практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой (за исключением образовательных программой (за исключением образовательных программ дошкольного образования), предоставляемую в виде образовательной программы в форме электронного документа или в виде активных ссылок , непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам Сайта, содержащим отдельные компоненты образовательной программы, с указанием для каждой из них следующей информации:
- об уровне общего или профессионального образования, о наименовании образовательной программы(для общеобразовательных программ)- не предусмотрено.
- о форме обучения ( за исключение образовательных программ дошкольного образования);- не предусмотрено.
-о нормативном сроке обучения , коде и наименовании профессии , специальности (специальностей), направления(направлений) подготовки или укрупленной группе профессий , специальностей и направлений подготовки (для образовательных программ высшего образования по программам бакалавриата , программам специалитета, програмамам магистратуры , программам ординатуры и программам ассистентуры - стажировки )- не предусмотрено.
- о шифре и наименовании области науки, группы научных специальностей , научной специальности (для образовательных программ высшего образования по программам подготовки научных и научно- педагогических кадров в аспирантуре(адъюнктуре)- не предусмотрено.
- о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования - не предусмотрено.
- о наличии или об отсутствии государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адьюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения (выписка из государственной информациионной системы №Реестр организаций , осущестляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам)- не предусмотрено.
-о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигновений федерального бюджета,бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц ( в форме электронного документа ), подписанного простой электронной подписью в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ, с приложением образовательной программы
Информация о численности обучающихся.
- о численности обучающихся , являющихся иностранными гражданами, по каждой общеобразовательной программе и каждой профессии, специальности, в том числе научной , направлению подготовки или укрупненной группе профессий , специальностей и направлений подготовки (для профессииональныхобразовательных программ)- 0.
-о языках образования в форме ( в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соостветсвии с Федеральным законом №63 - ФЗ , приложением образовательной программы)- Обучение и воспитание в образовательной организации ведется на русском языке
Положение о языках образования МБДОУ д/с "Мальвина"
- о результатах приема по каждой профессии , специальности среднего профессионального образования ( при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования , каждой научной специальности с различными условиями приема ( на места ,финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субьектов Российской Федеррации , местных бюджетов , по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям , а также о результатах перевода, восстановления и отчисления- не предусмотрено.
- о трудоустройстве выпускников в виде численности трудоустроенных выпускников прошлого учебного года, освоивших основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, по каждой профессии, специальности, в том числе научной , направлению подготовки или укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки- не предусмотрено.
Информация о местах осуществления образовательной деятельности , сведения о которых в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ подпункта "з.1" пункта 1 части 2 статьи 29 не включается в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности - не проводится.
- Публичная декларация государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа «Развитие образования»
- Муниципальная программа "Образование Сургутского района"
- Паспорт муниципальной программы Сургутского района "Образование Сургутского района"
- Дошкольное образование Сургутского района
Форма обучения
Форма обучения согласно ст.17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, , Устава учреждения – очная. Для детей дошкольного возраста образовательный процесс строится в форме непосредственно – образовательной деятельности, совместной с педагогом или самостоятельной деятельности детей.
Нормативные сроки обучения
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого Приказом МИНИСТЕРСТВА образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014, Устава Учреждения,
Сроки освоения основной общеобразовательной программы Дошкольного Образования (продолжительность обучения) для воспитанника в возрасте:
- 3-4 лет составляет 4 года обучения;
- 4-5 лет составляет 3 года обучения;
- 5-6 лет составляет 2 года обучения;
- с 6 лет - до прекращения образовательных отношений.
И регламентируются действующей лицензией учреждения на право ведения образовательной деятельности и договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
- Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации)
- Срок действия общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)
В соответствии с п.1 ст.92 гл.12 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, государственная аккредитация образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам дошкольного образования -не проводится.
Языка(х), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
Обучение и воспитание в образовательной организации ведется на русском языке
Положение о языках образования МБДОУ д/с "Мальвина"
Учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Практики, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой- не предусмотрены.
Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (пунктами 1,2, 3,4,5) При реализации ООП ДО МБДОУ д/с «Мальвина» педагоги при необходимости могут использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Русский
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (пунктами 1,2, 3,4,5) При реализации ООП ДО МБДОУ д/с «Мальвина» педагоги при необходимости могут использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Описание образовательной программы
Численность обучающихся и языки образования
Адаптированные образовательные программы
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина
Об учебном плане с приложением его в виде электронного документа:
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим организованную образовательную деятельность в ДОУ.
Содержание учебного плана обеспечивает разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Учебный план определяет точное количество часов на освоение воспитанниками каждой образовательной области.
О календарном учебном графике с приложением его в виде электронного документа:
Годовой календарный учебный график является нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МБДОУ д/с «Мальвина». Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:
- Федеральным Законом от 21.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи", утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28;
- Уставом МБДОУ д/с «Мальвина»
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующее:
- продолжительность учебного года;
- количество недель в учебном году;
- сроки проведения каникул;
- сроки проведения педагогической диагностики;
- праздничные дни;
- летний оздоровительный период.
О МЕТОДИЧЕСКИХ И ИНЫХ ДОКУМЕНТАХ, РАЗРАБОТАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Формы обучения: очная (Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
Нормативный срок обучения: До завершения уровня дошкольного образования
Государственная аккредитация: отсутствует
Общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: отсутствует
Языки, на которых осуществляется образование (обучение): Русский
Уровень образования: Дошкольное образование
Численность обучающихся
Информация о численности обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ , ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - НЕ РЕАЛИЗУЕТ
Лицензии на осуществление образовательной деятельности
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- Приказ МАУДО ЦДТ № 261 от 06.09.2021 " Об организации профориентационной работы"
- Аналитический отчёт ДО и МП Сургутского района о функционировании системы работы по самоопределению профессиональной ориентации обучающихся
- Приказ №492 от 13.08.21 О проведении муниципального конкурса " Мой профессиональный выбор-залог успеха района"
- Региональная концепция ранней профориентации обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа -Югра ,основанная на современном технологическом образовании
Профориентация детей дошкольного возраста
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем.
Цель проекта: формирование личностно ориентированной потребности у обучающихся в навигации индивидуальной траектории развития. Создание условий для непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения не менее чем у 65 % детей и молодёжи Сургутского района путём внедрения муниципальной модели к 2025 году.
Задачи проекта: «Дошкольное образование» (5-7 лет):
- получение знаний о 10 компетенциях профессионального труда;
- обеспечение преемственности работы между дошкольными и общеобразовательными организациями по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в том числе путём привлечения специалистов различных сфер;
- формирование у обучающихся базовых понятийных представлений о мире труда и профессий;
- информирование родителей (законных представителей) обучающихся об актуальности в потребности профессий на рынке труда;
- организация сотрудничества с семьями обучающихся по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- развитие интереса к будущей профессии из Атласа новых профессий 3.0 (сетевой врач, фармакологический эколог, сценарист семейного туризма, архитектор территорий, инженер 3D – печати в строительстве, проектировщик доступной среды, проектировщик личной безопасности, инженер по безопасности транспортной сети, ветеринар – реабилитолог ), с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач согласно возрастным и психологическим особенностям;
- формирование у детей умения творчески комбинировать разнообразные события, связанные с миром профессий, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером
Целевая аудитория: обучающиеся дошкольных образовательных организаций (5-7 лет), общеобразовательных организаций (1-11 класс), родители (законные представители), педагогические работники образовательных организаций, методисты.
Муниципальный проект
- Муниципальный проект Муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Сургутского района на 2021-2025 годы
- Приказ от 12.08.2021г № 490 "Об утверждении муниципального проекта Муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Сургутского района на 2021-2025 годы"
- Приказ №322 от 11.05.2021 «Об участии в мониторинге степени сформированности и эффективности функционирования систем управления качеством образования органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих управление в сфере образования, по показателю «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся»
Модуль «Профориентация»
Профориентация — это помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение — это следствие личностного самоопределения. Это длительный, сложный, порой тяжело проходящий процесс, растянутый во времени. Для этого нужен непрерывный системный подход Программа «Социокультурные истоки» закладывает ценностную основу профориентации и делает это непрерывно – с дошкольного образования по 11 класс, так как главная смысловая линия «Истоков» – служение Отечеству, в каждой истоковской теме показывается главный жизненный ориентир, связанный с выбором жизненного пути, главного дела жизни – труда, профессии, в которой сегодняшние школьники будут служить нашему Отечеству.
Главный акцент в работе с воспитанниками – ориентировать их на осмысление собственного предназначения в этом мире, на служение Отечеству словом и делом.
План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
Атлас новых профессий Ваш навигатор по рынку труда будущего
Атлас новых профессий - Ваш навигатор по рынку труда будущего
Муниципальный конкурс «Мой профессиональный выбор – залог успеха района»
Приказ №492 от 13.08.21 О проведении муниципального конкурса " Мой профессиональный выбор-залог успеха района"
Протокол заседания жюри муниципального конкурса «Мой профессиональный выбор - залог успеха района»
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы"
- Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 07.09.2018 №449-рп "О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры"
- Приложение 25 "Региональная программа "Повышения финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2022-20300 годы" к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 30 декабря 2021 года №634-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Развитие образования"
НОВОСТИ И АНОНСЫ:
«Банк России», ссылка https://vashifinancy.ru
«Финансовая культура», ссылка https://fincult.info
«ХочуМогуЗнаю», ссылка https://хочумогузнаю.рф
Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ссылка https://depfin.admhmao.ru/
Региональный ресурс повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ссылка http://fingramugra.ru
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Теоретические аспекты финансовой грамотности
Парциальная программа Экономическое воспитание дошкольников
Консультация для родителей "Азбука финансовой грамотности"
Консультация для родителей "Дошкольник и экономика"
Консультация для родителей "Зачем нужна ребенку финансовая грамотность"
Консультация для родителей "Финансовая грамотность для детей"
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ:
Центральный банк РФ http://www.cbr.ru
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) http://www.rospotrebnadzor.ru
Официальный сайт финансового уполномоченного https://finombudsman.ru
Способы обращения в Центральный банк России (приложение 2 к рекомендациям)
Информация о консультационных пунктах по защите прав потребителей на территории ХМАО-Югры: ссылка https://zpp.admhmao.ru/kuda-obratitsya-za-pravovoy-pomoshchyu/3861976/konsultatsionnye-tsentry/
ПЕРЕЧЕНЬ ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ:
Официальный сайт Министерства финансов. URL: https://minfin.gov.ru/
Официальный Центрального банка России. URL: https://www.cbr.ru/
Портал "Мои финансы". URL: https://fincult.info/
Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения ХМАО-Югры. URL: https://fingramugra.ru/.
КООРДИНАТЫ, СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Заведующий, Лазаренко Елена Александровна, тел. 8(3462)738-220
О ПРОГРАММЕ " СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ"
Главная цель программы " Социокультурные истоки"( общеупотребимое название - программа "Истоки"- преобразование школы в социальной институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Программа " Истоки" ( авторы: И.А. Кузьмин , профессор , член-корреспондент Российской Академии естественных наук , г. Москва , А.В .Камкин , профессор Вологодского государственного университета, член - корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно - воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию , соответствующую требованиям ФГОС общего образования.
АННОТАЦИЯ к программе " Социокультурные истоки " авторы : И.А. Кузьмин А.В. Камкин
Программа "Истоки" объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.
Программа способствует решению ряда важнейших задач:
- развитию духовно-нравственных основ образования;
- интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
- формирование гражданской ответственности и осознанию учащимися , родителями и педагогами духовного смысла служения Отечества;
- приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
- укреплению статуса школы как социального института ,способствующего стабилизации и консолидации социума.
Социокультурные истоки- это высоконравственный ,творческий ,компетентный гражданин России , принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Презентация программы " Социокультурные истоки " ( И.А. Кузьмин )
" Истоки - система воспитания направленная на служение отечеству" ( И.А. Кузьмин)
Основные положения программы.
Рекомендации по применению программы "Социокультурные истоки - в ФГОС ДО
Ссылка на официальный сайт издательства дома " Истоки"
Заказ учебно- методического комплекта "Истоки"
Презентация программы "ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛИ" (О.С.Абрамова)
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ " ИСТОКИ"
- Приказ ДО и МП ХМАО-Югры №1137от 18.07.2017 " Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы "Социокультурные истоки" в образовательных организациях ХМАО- ЮГРЫ
- Приказ Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района от 01.08.2017г. № 514 "О плане мероприятий ( дорожная карта) по реализации программы "Социокультурные истоки" в образовательных организациях Сургутского района
- Департамент Образования и Науки ХМАО-Югры от 15.11.2023г. №10-исх-12496
МЕРОПРИЯТИЯ
- Онлайн занятия " Школа родительской любви"
- Методические рекомендации для педагогов "Алгоритм работы воспитателя по реализации программы " Истоки" и " Воспитание на социокультурном опыте" для дошкольного образования"
- Методические рекомендации для педагогов "Алгоритм работы педагога ДОО по использованию образовательного инструментария к программе "Социокультурные истоки"
- Материалы семинара
Как правильно читать детям по программе " Социокультурные истоки"
Курс пропедевтики для всех возрастных групп
Учебно - методический комплект по программе духовно - нравственного воспитания " Социокультурные истоки" для дошкольного образования
Программа духовно- нравственного воспитания "Социокультурные истоки"( общеупотребимое название - программа " Истоки") в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным , нравственным и социокультурным ценностям России.
Комплект состоит из 17 книг : три книги для детей
- 3-4 лет ( " Доброе слово", " Добрый мир", " Добрая книга");
- 4-5 лет ( " Дружная семья", " Добрый путь", " Добрая забота" , " Благодарное слово");
- 5-6 лет (" Верность родной земле"," Радость послушания", " Светлая Надежда", " Добрые друзья"," Мудрое слово");
- 6-7 лет ( " Сказачное слово" , " Напутственное слово", " Светлый образ", " Мастера и рукодельницы", " Семейные традиции").
Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы " Истоки" и " Воспитание на социокультурном опыте " для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ,Книга; Родной очаг , Родные просторы, Труд земной, Труд души;Вера,Надежда, Любовь, Мудрость;Традиции Слова, Образа , дела,праздника).
Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария , предложенный для дошкольного образования.Они предназначены для совместной работы педагогов,детей и их родителей.
Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:
- во - первых , он направлен в равной степени на развитие духовно - нравственных ценностей как ребёнка, так и его родителей;
- во- вторых , для каждой темы подобрано главное произведение , позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям ( главное произведение выделено особой рамочкой - заставкой и буквицей);
- в- третьих , книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно- нравственного воспитания;
- в - четвертых, для каждой и книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно- эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
- в - пятых , в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;
- в - шестых , для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома " Мои Истоки", над которой может потрудиться ребёнок вместе с родителями и закрепит в образе осваиваемые духовно- нравственные категории;
- в- седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно- нравственных ценностей личности ( методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике " Истоковедение"
ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
- Парциальная программа «Феникс». Шахматы для дошкольников 5-7 лет/ А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский
- Рабочая программа "Королевство шахмат".