Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты и требования
- информация о применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
- информация о применяемых федеральных государственных требованиях
- информация об утвержденных образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемым требованиям
- информация об утвержденных самостоятельно устанавливаемых требованиях, самостоятельно устанавливаемым требованиям
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
<Письмо> Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 68-оз от 01.06.2013
Информация об образовательных стандартах и о самостоятельно устанавливаемых требованиях ( при их наличии) с приложением копий соответствующих документов, электронных документов , подписанных простой электронной подписью в соответствии с Федеральтным законом №63-ФЗ( в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых образовательных организацией.
В МБДОУ д/с "Мальвина" отсутствуют образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования ( при их наличии) с приложением копий соответствующих документов, электронных документов , подписанных простой электронной подписью в соответствии с Федеральтным законом №63-ФЗ( в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых образовательных организацией.
Реализация ФГОС в ДОУ
ФГОС дошкольного образования: краткая справка
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:
Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
Идеологические и методологические основы новых федеральных стандартов.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
ФГОС дошкольного образования на практике
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Переход на ФОП ДО - новая федеральная образовательная программа дошкольного образования
С 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 года № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной программе - ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в дошкольных учреждениях и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная образовательная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
- Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022 Федеральная адаптированная образовательная программа ДО для детей ОВЗ
- Приказ от 22.12.2022г. № 349 " О переходе на непосредственное полное применение федеральной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ д/с " Мальвина"
- Диагностическая карта соответствия ООП ДО обязательному минимуму содержания ,заданному в Федеральной программе.
- ФГОС ДО и ФОП ДО
- Проект ООПДО "Мальвина" 2023-2024г.
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с "Мальвина"
- Приказ 190 от 14.08.2023г. " Об итогах работы рабочей группы по переходу на ФОП МБДОУ д/с "Мальвина"
- Календарный план воспитательной работы 2023-2024г.
- Федеральная образовательная программа дошкольного оборудования(презентация)
- У-08.Федеральная образовательная программа ДО.
- Федеральный календарный план воспитательной работы.
- Вебинар "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем
- Вебинар "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики"
- 10-п-388 Приказ о введении ФООП в ХМАО-Югре
- Памятка для родителей